Главная » 2020 » Февраль » 5 » Реализация в Иркутской области Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников идетей из замещающих семей
11:06
Реализация в Иркутской области Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников идетей из замещающих семей

На протяжении ряда лет заинтересованными ведомствами в Иркутской области выстраивалась работа по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций. Разрабатывались первые программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, апробировалось социальное сопровождение выпускников и организация взаимодействия с общественными организациями.

Вопросы социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области как следствие достаточно высокой численности детей данной категории возникали на самых ранних этапах работы.

Вместе с тем, необходимость выработки основ и системы подготовки детей к выпуску из организаций для детей-сирот и их дальнейшего сопровождения впервые была закреплена в Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области, и поставлена задача по созданию системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот, и лиц из их числа для социализации в обществе, определены направления ее реализации. В 2013 году была одобрена Концепция создания системы адаптации и сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2013 - 2015 годы, затем был разработан План мероприятий по развитию системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот, и лиц из их числа.

Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в 2015 году был обобщен лучший опыт работы учреждений социального обслуживания по внедрению технологий и практик работы по подготовке и сопровождению выпускников.

Так, закономерно возникла необходимость разработки совместно с министерством образования Иркутской области регионального Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций.

И в 2018 году Комплекс мер был отобран для финансирования Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объем привлеченных средств составил более 14 млн. рублей за 2 года его реализации.

В Комплексе мер предусмотрены блоки мероприятий, направленные на: разработку и утверждение распорядительных документов, регулирующих деятельность по постинтернатной подготовке и сопровождению; на развитие и внедрение технологий работы с воспитанниками организаций для детей-сирот; на обучение специалистов, работающих в системе.

В рамках мероприятий Комплекса мер министерством внедрены в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, новые технологии:

- по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни по различным направлениям: социально-бытовая ориентация, финансовая грамотность, практические игры на знакомство с социальными институтами;

- по профессиональной диагностике и ориентации, включая предпрофильную подготовку в мастерских;

- институт наставничества, как в парах «воспитанник-наставник», так и в парах «выпускник-наставник».

Впервые на законодательном уровне закреплена система межведомственного взаимодействия при организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот посредством разработки Модельной программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области.

Впервые в 2018 году министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области был разработан социальный проект «Личные деньги», направленный на повышение финансовой грамотности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях социального обслуживания.

Проект реализуется во взаимодействии с Байкальским банком ПАО «Сбербанк» и ИП Халилова С.В. (Детская студия финансов) в 2018 году на базе 6 организаций, в 2019 году – на базе 10 учреждений.

Проект включает в себя обучение сотрудников учреждений методике обучения детей финансовой грамотности, так как наш персонал не был готов к работе в данном направлении. Кроме того, проводились непосредственные мероприятия с детьми, но не только в формате «кабинетных» занятий: мастер-классы в филиалах Сбербанка по территориям области, в супермаркетах и магазинах с использованием экономических проб, в ходе которых дети сами приобретали необходимые товары. Данный проект внедряется еще и как способ стимулирования воспитанников.

Например, в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Тулуна и Тулунского района 1 раз в месяц проводились ярмарки-распродажи различных поделок, сувениров, подарков, изготовленных воспитанниками и воспитателями, специалистами отделений. Для повышения финансовой грамотности несовершеннолетние старшего возраста посещали онлайн уроки в формате вебинаров «С деньгами на «Ты» или «Зачем быть финансово грамотным?».

В Центре социальной помощи семье и детям Тайшетского района через взаимодействие со спонсорами за достижение положительных результатов в школе, участие в значимых мероприятиях, на день рождения воспитанникам выдавались сертификаты на определенную сумму в конкретный магазин. Соответственно, далее ребенок сам мог планировать покупку, рассчитывать расходы, учиться анализировать.

В ходе реализации программы дети научились:

- составлять семейный и личный бюджет, вести учёт доходов и расходов;

- определять, на какие льготы и социальные выплаты имеет право гражданин в зависимости от его ситуации;

- давать оценку различным потребностям и желаниям с точки зрения финансовых возможностей;

- находить актуальную информацию на сайтах учреждений;

- выбирать подходящий вариант банковского обслуживания.

В Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Нижнеилимского района - за счет привлеченных денежных средств (20 тысяч рублей) дети вместе с наставниками приобретали товары: одежду, обувь, гаджеты, компьютерные игры, как в магазинах, так и через интернет; приобрели навыки осуществления дистанционных покупок, наличного и безналичного расчета за товары и услуги. Семь выпускников учреждения зарегистрировались на сайте https://www.gosuslugi.ru, создали личные кабинеты, познакомились с сервисами портала.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Усть-Кутского района совместно с попечительским советом разработал положение о выплате стипендий ученикам, закончившим обучение на «4» и «5». Стипендия выплачивается из средств попечительского совета учреждения по результатам учебных четвертей и итогового результата в конце учебного года. Стипендия выдается по следующим номинациям:

- ученики, закончившие обучение на «4» и «5» - получают стипендию 300 рублей;

- ученики, закончившие обучение с одной «3»; - получают стипендию 200 рублей;

- номинация: «Преодоление» - где ученики смогли достичь лучших учебных результатов, 50 рублей 1 предмет.

Данный метод в работе позволяет поощрять способных и одаренных воспитанников учреждения в учебной деятельности и учит детей правильно расходовать полученные денежные средства.

С 2020 года проект внедряется во все организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающие социальные услуги.

Впервые в 2019 году в Иркутской области среди учреждений социального обслуживания был организован конкурс на лучшую литературную работу «Книга судьбы».

Конкурс проводился с целью привлечения внимания к проблемам детей-сирот, лишенных родительского попечения; замещающих семей; семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.

Сущность конкурса заключалась в подготовке специалистом литературной работы в выбранном жанре (басня, стих, рассказ, сказка, мемуары, повесть), отражающей жизненный путь ребенка, либо семьи, получающей (получавшей) услуги в учреждении, выпускника организации для детей-сирот.

Конкурс проводился по нескольким номинациям, книги были представлены на одном из имиджевых мероприятий региона - выставке-форуме «Мир семьи. Страна детства», приуроченной к Международному дню семьи, провозглашенному Генеральной Ассамблеей ООН, в мае 2019 года.

Итоги с награждением победителей были подведены 21 ноября 2019 года на Межрегиональной конференции «Роль межведомственного сектора в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства».

Кроме этого, на межрегиональной конференции были подведены итоги и презентованы лучшие практики в рамках реализации Комплекса мер, обозначены перспективы дальнейшего развития системы постинтернатного сопровождения в Иркутской области.

В мероприятии приняли участие более 150 специалистов и руководителей, в том числе представители гражданского общества, Правительства Иркутской области, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, прокуратуры Иркутской области.


Источник: Сайт Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области

 
Просмотров: 179 | Добавил: adminopeka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar